ПЛОТНЫЕ И ПОЛЫЕ ОРГАНЫ (ЦЗЯН-ФУ)

 

Учение Цзян-фу, т.е. традиционные китайские представления о внут­ренних органах человека, выводится из теории инь-ян. В то время, как в системе препода­вания традиционной медицины в Китае в настоящее время в основном отказались от классификации и рассмотрения накопительных и полых органов по циклу пяти элементов, сохранилось изучение систематиза­ции внутренних органов согласно теории инъ-ян. Накопительные и по­лые органы относятся друг к другу, согласно этому учению, как инъ относится к ян, т.е. их взаимоотношения между собой регулируются в точности согласно принципам, которые являются определяющими для поведения инь и ян (см. далее). Китайская медицина рассматривает следующие пары внутренних органов, ведущих себя как инъ по отно­шению к ян: печень и желчный пузырь, сердце и тонкий кишечник, селезенка и желудок, легкие и толстый кишечник, почки и мочевой пузырь.

 

В общем случае учение цзян-фу рассматривается в китайской ме­дицине в качестве теории, необходимой для понимания деятельности всех внутренних органов, включая:

 

1.      Анатомическое строение внутренних органов.

 

2.      Их физиологическую активность.

 

3.      Их патологические изменения.

 

4.      Их взаимодействие.

 

В древности теория цзян-фу называлась в Китае цзян-сян. При этом понятие «цзян» означало внутренние органы человека1, а «сян» — символ или образ. Цзян-сян означает приблизительно «отображение внутренних органов на поверхности тела». Это указывает на специфи­ку китайской диагностики, которой посвящена специальная глава этой книги. Дело в том, что для традиционной китайской медицины харак­терно определение изменений внутренних органов по изменениям на поверхности тела, языка, глаз, пульса и т.п. Тем самым теорию цзян- фу можно определить как «учение о внутренних органах, происходящих

 

Современный письменный знак «цзян» происходит от классического нись- менного обозначения, которое следует транскрибировать как «цян» и которое обо­значает «сохранять в себе, накапливать». В органах цян (цзян) происходит накоп­ление крови, ци, субстанции, шэнь, и телесных соков (цзинъ-е).

 

в них физиологических процессах, их патологических изменениях и взаимодействии, включая их диагностику путем наблюдения за внеш­ними проявлениями на поверхности тела».

 

В основе теории цзян-фу, как и в основе почти всей традиционной китайской медицины, лежат непосредственные наблюдения, которые китайские врачи на протяжении столетий делали на своих пациентах. С точки зрения современного западного специалиста можно многое под­вергнуть критике в традиционной медицинской теории Китая в качест­ве ненаучного или донаучного, однако ей ни в коем случае нельзя отка­зать в высокой степени эмпиризма. Древние китайские врачи опреде­лили путем наблюдений, что определенные заболевания, локализую­щиеся внутри человеческого организма, сопровождаются совершенно определенными внешними изменениями, и что, наоборот, нормальному функционированию внутренних органов, т.е. здоровому состоянию че­ловека, отвечает соответствующий нормальный внешний облик.

 

Это было началом простого понимания функциональных процес­сов, происходящих во внутренних органах, путем наблюдения и иссле­дования поверхности тела и первым шагом к рациональной терапии. Например, при сильной простуде наступают в ходе дальнейшего про­грессирования заболевания повышенная температура, зябкость, ка­шель и другие легочные симптомы. В этом случае можно очистить легкие путем применения потогонного медикамента и излечить боль­ного. Легким приписывается свойство «расширения» (хуанъ-фа); да­лее, легкие находятся во взаимосвязи с кожей и волосяным покровом. При потении больного результат этого процесса (выделившийся пот) находится при заболевании легких на коже и волосах. Таков характер аналогий, которые китайская медицина установила между внутренни­ми органами и поверхностью тела.

А вот другой пример. У людей, находящихся в состоянии депрес­сии, имеют место следующие дополнительные симптомы: ощущение застоя под реберной дугой (поэтому в старой западной медицине это состояние называлось «ипохондрией»), запоры, отсутствие аппетита. Если применить в этом случае способ лечения, состоящий в «регули­ровании ци печени» (тяо-ли ганъ-ци), то можно добиться постепенной ликвидации подобных симптомов. Согласно представлениям традици­онной китайской медицины печени присущи функции выделения и перемещения (шу-хэ). Кроме того, печень в состоянии оказывать влияние на действие желудка и селезенки, что также было установле­но эмпирическим путем и объяснялось в Древнем Китае закономерно­стями пяти элементов. В результате подобных наблюдений и возникла теория накопительных и полых органов.

 

Однако и прямое анатомическое исследование внутренних органов всегда играло значительную роль для медицины Древнего Китая. Ключом к пониманию этого обстоятельства является следующий текст из книги «Нэй-цзин линшу»: «Человек ростом в восемь ступней имеет кожу и мясо. Путем измерения, с помощью органов чувств и ощупы­вания можно получить извне сведения о состоянии его внутренностей. После его смерти он может быть вскрыт и исследован. Состояние на­копительных органов, длина полых органов, число выемок, длина со­судов... — все они имеют свою определенную меру». В истории Китая имеются сообщения о вскрытии трупов и наблюдении внутренних ор­ганов, сопровождающиеся их изображением (см. также книгу «Сань- цзяй ту-хуэй»). Хотя полученные таким путем анатомические знания являлись недостаточно дифференцированными, они, тем не менее, ока­зали заметное воздействие на развитие учения о накопительных и по­лых органах.

 

Учение о внутренних органах (Цзян-фу) охватывает в основном следующие две области:

 

  а) Пять накопительных органов (сердце, легкие, селезенка, пе­чень и почки) и шесть полых органов (желчный пузырь, тол­стый кишечник, желудок, тонкий кишечник, мочевой пузырь и три обогревателя).

б) Взаимоотношения между пятью накопительными и шестью полыми органами.

в)  Особые и постоянные внутренности (ци-мэн чжи-фу): мозг, сосудистая система, кости, костный мозг, желчный пузырь, матка, далее.

г)  Кожа и волосы, связки, мышцы, нос, рот, глаза, уши, язык и половые органы.

2.Следующие содержащиеся в организме вещества, тесно связан­ные с внутренними органами: чин (субстанция), ци (функция), хуэй (кровь), цзинъ-е (телесные соки) и шэнъ (духовное начало).

Учение цзян-фу исходит в принципе из представлений о человече­ском организме как о едином целом и ориентируется на диалектиче­скую интерпретацию процессов, происходящих в теле человека. При этом теорией цзян-фу в одинаковой степени принимаются во внимание органические и психические изменения, что первоначально вызывает затруднения в ее понимании западными врачами. Китайская медицина рассматривает психические функции в тесном единстве с внутренними органами и не отделяет их в принципе от нарушений в этих органах, как это имеет место в западной медицине. Поэтому в китайской меди­цине отсутствует специальная область (психиатрия или психология), занимающаяся психическими функциями организма. В клинической практике учение цзян-фу используется в качестве основы диагностики и терапии, тем самым оно считается одной из ключевых теоретических основ китайской медицины.

 

Следует отметить также, что согласно теоретическим представлениям китайской медицины внутренние органы хотя и соответствуют представ­лениям о них, свойственным западной медицине, но охватывают допол­нительно физические и психические функции, подразумеваемые в китай­ской медицине под понятием о том или ином оргапе. Например, китай­ское понятие «синь» не соответствует в точности понятию «сердце» современной медицины. В китайской медицине понятие «синь» включает в себя, помимо анатомического понятия сердца, также некоторые функ­ции системы кровообращения и нервной системы. Одной из задач буду­щих исследований в области китайской медицины будет являться срав­нение понятий внутренних органов китайской и западной медицины и установление точных соответствий между ними.

 

      

Copyright 2013-2024 "Triquetra". Технологии Здоровья.