Технологии планирования деятельности

 

Каждый, кто ставил цель “планировать свой день” видел, как эта цель растворялась с каждым днем.

Надо ставить задачу не “как планировать свой день”, а “как научиться выполнять свои планы”.

Научиться выполнять свои планы: это очень ясная цель, она на “делать”, не на “писать”. Когда ты сделал, ты видишь смысл.

Задача “начать планировать” для организма, который живет привычками – неточная задача. Любой организм стремится делать дальше то, что он делал до сих пор – спать, как прежде, есть, как прежде, думать, как прежде. Он найдет способ “планировать” и продолжать делать то, к чему привык.

А вот “научиться выполнять свои планы” не дает пространства для повторения прежних шаблонов. В нем четкое установка на новые действия и даже есть разрешение на поражение, которое иногда так нужно – “научиться исполнять – значит не все будет получаться, но ты продолжай”.

Ты в итоге получаешь то, что планируешь: планируешь планировать – будет у тебя план, планируешь исполнять – будут у тебя изменения.

 

Одно дело решить сделать и другое сделать!

Потому что “решить” просто: “Ок, сделаю так”, а делать – там уже надо терпеть все то, что ты не чувствовал в момент принятия решений. 

В итоге вся активность человека упирается в его болевой порог – физический, порог скуки, порог обидчивости, порог усидчивости

 

Нужно дольше работать? Работай дольше, это развивает усидчивость.

Сделай все, что будет помогать тебе работать дольше – мягкое кресло, сглаженные края стола, минимизируй шум и работай. Работай чуть дольше с каждым днем, как спортсмен бежит чуть быстрее каждый раз, когда выходит на дистанцию. 

Мало знаешь – учись правильнее.

Правильнее означает 1) дольше 2) больше и 3) тестируй то, чему научился на себе. “Учиться-делать” должно идти в связке. Как бегунам спринтерам кричат тренера: “Быстрее руками”, чтобы ускорить движения ног, так же говори себе: “Быстрее выполняй то, чему научился”. Не прячься от учебы за партой, а “бери там задания к выполнению”. Настоящая учеба – это нагрузка, а не лазейка в сторону бездействия. 

 

Нужно научиться выполнять решения. Это делается подъемом болевого порога. У этого процесса нет сокращенного пути. Болевой порог не пересаживается и здесь нет разумного фармацевтического решения. Надо начать самому поднимать его действиями. Постепенно и выносливо. 

Высокий болевой порог пускает внутрь все то, чем человек хочет владеть и наслаждаться, под низкий – ничто большое не пролезает.

 

Поставил цель, что дальше?

Что человек начинает делать сразу после постановки цели?

Создавать себе отвлечения.

Как?

Ставя другие цели.

Две основные причины, почему он это делает:

1. Мы инертны

Это проявление “псевдо-рационализма” нашего организма. Поставив одну цель, человек “разгоняется” и продолжает ставить другие, якобы экономя так силы. Ставит их одну за другой, чтобы “больше не возвращаться к этому вопросу” (множественные возвраты всегда расходуют в сумме больше сил, чем одно длинное действие и цели продолжают по инерции прибывать потому что организм думает, что “так эффективнее”).

Вывод: инерцию нужно использовать, но набирать ее не в постановке новых целей, а в движении к одной, главной цели.

2. Цель, как повышение само-значимости

Что делают пять благородных целей? Они что, реально делают тебя лучше?

Реально – нет, но они дают ощущение, что ты лучше, причем – сразу. Пять целей делают из лузера человека с миссией. Он теперь всегда занят какими-то разно-направленными делами и его само-значимость выше, чем любого человека без цели, и даже того, у кого цель – одна.

Краткосрочно – 5 целей дают удовольствие от быстрого поднятия значимости, долгосрочно – человек с 5-ю целями просто состарится, не изменив реально ничего.

Вывод: необходимо смещать удовольствие от статичной иллюзии много-направленности своей жизни к удовольствию от реального движения к одной, главной цели.

Главное

С целями нужно уметь очень быстро заканчивать. Поставил цель? Не ставь больше других, перестань даже хотеть чего-то еще. Набирай другого рода инерцию – получай новизну не от постановки новых целей, а от движения к той, которую поставил.

 

 

Сила из решений

 

Люди, и их большинство, способны принять решение только на одну точку во времени – слабое такое решение, начинается сегодня в 15:00 и изживает себя в 19:00.

Они буквально забывают про решение похудеть при виде еды, а желание жить свободно умирает после вопроса “а как я буду без зарплаты?"

И лишь немногие живут так – принял решение, да так принял, что оно им завладело.

Надо научиться принимать сильные решения. Они нужны не для  того, чтобы терпеть больше и мучаться дольше, а для того, чтобы получать от них силы, когда будет трудно.

Реальная мощь – в решениях, которые человек принимает. Сам он, любой человек, слаб без своих решений – он будет лениться и бояться и только решение способно провести человека через все его слабости.

Так было во все времена – и когда нужен был реальный героизм и мужество духа, сильные решения делали из “обыкновенного солдата” героя, так и сейчас, в “парниковое” время – решения поднимают человека над крышами чужих парников, потому что его рост питается из другой “почвы”, почвы его решений. 

Сам он таким бы не вырос, его решение – его почва.

На таком сильном решении – вырос бы любой, но любой не знал, что решение дает такие силы и поэтому остался любым. Он РЕШИЛ, что может жить без решения

 

Как много надо, чтобы отвлечь тебя от твоей цели? Чем меньше надо, тем ты слабее.

Сила – это в первую очередь способность избежать ненужной конкуренции, не победить в ней.

И когда ты избежал боя здесь, и потасовки там, ты продвинулся дальше к своей цели. Ты использовал свою силу – пренебрёг отвлечением, и в этом сила.

В конченом итоге, побеждает не тот, кто больше всех километров к разным целям намотал и во всех “соревнованиях” участвовал, а тот, кто большей одной цели добился, в ущерб мелким, разрозненным целям.

 

   

Эриксоновский гипноз: техники гипноза и самогипноза

 

Изобрёл его психиатр Милтон Эриксон. Будучи 17-летним юношей, он серьезно заболел полиомиелитом. Это был 1918 год, вакцину против него ещё не изобрели. И население всего мира страдало от вспышек эпидемий, уносящих бесчисленное количество жизней. Милтон подслушал разговор матери с врачом, который не давал никаких шансов на то, что её ребёнок выживет.

Это настолько возмутило парня, что он пообещал себе выкарабкаться во что бы то ни стало. Полностью парализованный и прикованный кровати Милтон буквально за год добивается немыслимых результатов.

Он выздоровел полностью благодаря тому, что, наблюдая за своей младшей сестрой, которая в это время была младенцем, он начал мысленно повторять ее движения. Постепенно он вернул себе двигательную активность, что врачи того времени назвали чудом.

Чуть позже отправляется в самостоятельное четырёхмесячное путешествие на каноэ по озерам Мэдисона.

Он своим примером доказал, что возможности человека безграничны, важно только расширить своё сознание. 

 

 

Самогипноз

Чтобы у вас всё получилось, важно верить в свои силы. А также допускать мысли о том, что возможности нашего подсознания просто не ограничены. Иначе обучение и практика гипноза будут бессмысленными.

Для начала придумайте фразу, которая поможет завершать процесс. Выучите её, чтобы не забыть в самый ответственный момент. Например, «как только я произнесу слово «выход», я выйду из трансового состояния, ощущая лёгкость в теле и хорошее настроение».

Инструкция

  1. Сядьте удобно, заранее позаботившись о том, чтобы никто не смог вам помешать. Отыщите какой-то предмет, к которому вы относитесь с равнодушием и сконцентрируйтесь на нём.
  2. Мысленно проговорите, что вы видите перед собой, слышите и чувствуете. В данный момент, а не когда-то там. Достаточно будет трёх утверждений на каждую репрезентативную систему.
  3. Повторите предыдущий пункт, только используйте по два утверждения, после чего одно.
  4. Подумайте, какая именно из ваших рук является более лёгкой? Определив, закройте глаза и скажите: «Моя левая (правая) рука с каждой секундой становится легче. Настолько, что она непроизвольно поднимается и приближается к моему лицу. В этот момент я впадаю в глубокий транс».
  5. Теперь настало время проговаривать заранее подготовленные аффирмации. Они могут быть ориентированы на удачу, здоровье, богатство, любовь, повышение самооценки и прочее. Главное – не нести вред, а только помогать изменять жизнь к лучшему. Они обязательно должны быть составлены в настоящем времени и без частички «не», так как подсознательно наш мозг её игнорирует. А это значит, что вы будете программировать себя на неудачи или болезни. 
  6. Теперь настало время возвращаться в реальность. Сделайте глубокий вдох и проговорите заготовленную фразу для выхода из гипноза. Побудьте немного на месте, прислушиваясь к ощущениям. Стоит избегать спешки, в этом деле она вам не помощник.

 

 

Эриксоновский гипноз или Эриксоновская терапия?  В чем разница?

Ричард Бендлер и Джон Гриндер, отцы основатели Нейролингвистического программирования, начинали свои исследования с изучения и моделирования работы Милтона Эриксона. Это позволило выделить им целый ряд ключевых моментов, обеспечивающих эффективность психотерапевтического процесса.

Однако, когда самого Эриксона попросили высказать мнение о НЛП и его создателях, он сказал: «Они взяли раковину, но оставили жемчужину» 

 

"Каждый подобен своим отпечаткам пальцев. Они единственные в своем роде. И никогда не будет второго такого же, как вы. И вы должны только радоваться, что являетесь самим собой. Вы не можете это изменить, как не могут быть изменены отпечатки пальцев." -  Милтон Эриксон

 

 

 

При этом сам Милтон Эриксон не сформулировал никакой ясной психотерапевтической концепции. Напротив, он утверждал, что создает для каждого своего клиента его собственную, уникальную психотерапию. Он считал, что индивидуальность клиентов намного сложнее любых психотерапевтических моделей, которые создают у терапевта ограничивающие фильтры восприятия.

Тем не менее в работе Милтона Эриксона достаточно четко прослеживаются определенные принципы работы.

Разговорный гипноз

Это такой вид коммуникации, в котором специалист не погружает клиента в гипноз, но активно использует косвенные и невербальные внушения, чтобы повлиять на собеседника в желательном направлении.

Это интуитивно делают все коммуникаторы высокого уровня (спикеры, шоумены, артисты). Однако, специалист, который изучает разговорный гипноз, делает это, осознанно, понимая, что он делает и зачем.

Эмоционально-значимый контакт

Эриксон подчеркивал, что все психотерапевтические методы работают только в контексте созданных эмоционально-значимых отношений между клиентом и терапевтом.

Вы это можете замечать везде. Вы пришли в гости. Все общаются, говорят тосты. Но один человек так сказал тост, что у вас слезы на глазах навернулись. Он смог затронуть какие-то важные струны вашей души. Это выступление для вас было эмоционально-значимым.

Парадоксальное мышление

Эриксоновская терапия — это не шаблон, это индивидуально сшитые техники, которые удивляют клиента и захватывают его внимание. С их помощью терапевт реализует задачу сделать мышление клиента более пластичным, податливым и готовым к изменениям.

Пример:

зрелая пара, более 20 лет в браке; отношения тускнеют и не радуют, что привело пару к ощутимому кризису. Терапевт говорит супругам: «У вас почему ушло счастье из отношений? Потому что у вас нет человека, который был бы ответственным за счастье. При этом вас двое. Поэтому если я сделаю кого-то одного ответственным за счастье, другой станет безответственным. А это неправильно. Но если я вас обоих сделаю ответственными за счастье, то «у семи нянек дитя тоже без глаза» Поэтому в вашей паре по понедельникам ответственным за счастье будет муж, а по вторникам - жена; по средам - муж, по четвергам - жена. Пятница, суббота и воскресенье - будут выходными, чтобы вы не устали от ответственности. Так что теперь всем будет известно кто и когда отвечает за счастье. На следующей сессии вы расскажете мне о своих успехах.

Бессознательное обучение

Милтон Эриксон считал, что бессознательное является творческой, самообучающийся системой и оно управляет большей частью нашей жизни

Он говорил своим ученикам и клиентам: «Вы слишком доверяете своему сознательному разуму и недостаточно доверяете бессознательному»

Пример;

Маленький мальчик может научиться кататься на велосипеде и сам не заметил, как это произошло. Девочка еще вчера не умела прыгать на скакалке, а сегодня она уже умеет. Вы подходите к девочке и спрашиваете ее: «Как ты научилась?» И она отвечает: «Ну, не знаю… Как-то само получилось»

В эриксоновской терапии специалист специально создает ситуации, способствующие неосознаваемому научению.

Происхождение проблемы

В эриксоновский терапии считается, что причиной существования проблем являются не столько травматические события прошлого и детства, сколько неудачные предпринятые попытки решения.

Все люди сталкиваются с жизненными затруднениями, но если человек пытался справиться с жизненной задачей неудачным образом и этот неудачный способ закрепился, то именно это и формирует проблему.

 Пример:

Например: у человека нарушился сон, в результате человек начинает тревожиться, что завтра на работе он будет сонным и неэффективным. Однако, чем больше он тревожиться, тем сложнее ему заснуть, поэтому он начинает тревожиться еще больше. В результате возникает порочный заколдованный круг. Клиент как бы ходит в трех соснах проблемы и может это делать бесконечно долго.

Чтобы ему помочь, необходимо разорвать заколдованный круг.

Методы эриксоновской психотерапии

Терапевтическая метафора

«Терапевтическая метафора» — это образный способ описания ситуации, история или образное сравнение, задача которого - передать клиенту новые для него смыслы.

Метафора — это сообщение, адресованное в большей степени бессознательному клиента. Ее смыслы могут распаковываться для клиента постепенно.

Есть метафоры, которые предлагает терапевт. Например: терапевт разговаривает с мнительным пациентом, который бесконечно прислушивается к ощущениям в своем теле и рассказывает ему в трансе историю про то, как у одного человека жила сторожевая собака, которая была слишком чувствительна. Она бурно реагировала своим лаем на каждый падающий с дерева листочек. Это выматывало хозяина дома. Ему приходилось всякий раз выбегать на улицу и проверять, не проникли ли на участок воры. Так продолжалось достаточно долго, но, к счастью, однажды человеку приснился сон, в котором он встретился со своей собакой и погладил ее и поговорил с ней. Он ей все подробно объяснил: объяснил на что стоит реагировать, а на что - нет. В результате ситуация удивительным образом изменилась. Хозяин стал брать свою собаку на прогулку и играть с ней. Он бросал собаке мячик, а собака находила мячик и приносила хозяину. И собаке, и хозяину эта игра очень нравилась.

Понятно, что на метафорическом уровне предлагается идея перестроить отношение к ощущениям в теле и найти возможности получать больше удовольствий от жизни. Однако, если терапевт предложит такие идеи клиенту на сознательном уровне, то они с большой вероятностью будут отвергнуты.

Терапевтическое предписание

Их выполнение является обязательным. Они выстраиваются по законам разговорного гипноза и даются с особой интонацией.

Одним из видов Терапевтического предписания является «Тяжелое испытание» 

В нем терапевт предлагает клиенту усомниться в своих прежних стратегиях и прибегнуть к методу, который будет действительно способствовать возникновению изменений. Это будет метод, который на уровне бессознательного начнет менять ситуацию к лучшему. Он будет не приятным, но полезным для клиента и, что самое главное, это запустит процесс позитивных изменений.

Например, если Клиент страдает бессонницей. Терапевт дает ему предписание: всякий раз, когда он не сможет заснуть в течении 30 минут, то ему необходимо встать и делать тяжелые физические упражнения в течении 40 минут. Это запустит позитивное перестроение работы его нервной системы, и ситуация начнет улучшаться.

Следующий вид Терапевтического предписания - парадоксальное предписание.

Клиенту предписывается продолжать или даже усилить нежелательное поведение, от которого он хочет избавиться. В другом варианте ему предписывается нелогичное, противоречащее здравому смыслу действие.

Классическим примером Парадоксального предписания является задание клиенту ежедневно размышлять над вопросом: «Как ухудшить проблему?» Ему необходимо находить и записывать новые и новые способы как можно ухудшить имеющуюся проблему. Куда для этого необходимо направлять свое внимание? На чем фокусироваться? С кем общаться и как? Необходимо записать как можно больше разнообразных способов.

Такое задание противоречит здравому смыслу, ведь клиент хочет не ухудшить ситуацию, а улучшить ее. Однако, выполняя предписание клиент начинает сомневаться в правильности своих стратегий. Это подготавливает почву к дальнейшим изменениям.

 

Несколько цитат самого Милтона Эриксона:

«Каждый человек уникален. Поэтому психотерапия должна осуществляться так, чтобы соответствовать потребностям именно этого человека, а не пытаться приспособить индивида к той или иной гипотетической теории человеческого существования»

«Если вы думаете, что что-то знаете, но не делаете этого, вы этого не знаете. Если же вы что-то делаете, но думаете, что не знаете этого, на самом деле вы это знаете»

«Люди обычно заявляют: «Эриксон делает что-то мистическое и таинственное». Гораздо проще думать обо мне, что я делаю что-то особенное, чем научиться действительно наблюдать и реально мыслить»

 

 

   

Copyright 2013-2021 "Triquetra". Технологии Здоровья.