ПЛОТНЫЕ И ПОЛЫЕ ОРГАНЫ (ЦЗЯН-ФУ)
Учение Цзян-фу, т.е. традиционные китайские представления о внутренних органах человека, выводится из теории инь-ян. В то время, как в системе преподавания традиционной медицины в Китае в настоящее время в основном отказались от классификации и рассмотрения накопительных и полых органов по циклу пяти элементов, сохранилось изучение систематизации внутренних органов согласно теории инъ-ян. Накопительные и полые органы относятся друг к другу, согласно этому учению, как инъ относится к ян, т.е. их взаимоотношения между собой регулируются в точности согласно принципам, которые являются определяющими для поведения инь и ян (см. далее). Китайская медицина рассматривает следующие пары внутренних органов, ведущих себя как инъ по отношению к ян: печень и желчный пузырь, сердце и тонкий кишечник, селезенка и желудок, легкие и толстый кишечник, почки и мочевой пузырь.
В общем случае учение цзян-фу рассматривается в китайской медицине в качестве теории, необходимой для понимания деятельности всех внутренних органов, включая:
1. Анатомическое строение внутренних органов.
2. Их физиологическую активность.
3. Их патологические изменения.
4. Их взаимодействие.
В древности теория цзян-фу называлась в Китае цзян-сян. При этом понятие «цзян» означало внутренние органы человека1, а «сян» — символ или образ. Цзян-сян означает приблизительно «отображение внутренних органов на поверхности тела». Это указывает на специфику китайской диагностики, которой посвящена специальная глава этой книги. Дело в том, что для традиционной китайской медицины характерно определение изменений внутренних органов по изменениям на поверхности тела, языка, глаз, пульса и т.п. Тем самым теорию цзян- фу можно определить как «учение о внутренних органах, происходящих
Современный письменный знак «цзян» происходит от классического нись- менного обозначения, которое следует транскрибировать как «цян» и которое обозначает «сохранять в себе, накапливать». В органах цян (цзян) происходит накопление крови, ци, субстанции, шэнь, и телесных соков (цзинъ-е).
в них физиологических процессах, их патологических изменениях и взаимодействии, включая их диагностику путем наблюдения за внешними проявлениями на поверхности тела».
В основе теории цзян-фу, как и в основе почти всей традиционной китайской медицины, лежат непосредственные наблюдения, которые китайские врачи на протяжении столетий делали на своих пациентах. С точки зрения современного западного специалиста можно многое подвергнуть критике в традиционной медицинской теории Китая в качестве ненаучного или донаучного, однако ей ни в коем случае нельзя отказать в высокой степени эмпиризма. Древние китайские врачи определили путем наблюдений, что определенные заболевания, локализующиеся внутри человеческого организма, сопровождаются совершенно определенными внешними изменениями, и что, наоборот, нормальному функционированию внутренних органов, т.е. здоровому состоянию человека, отвечает соответствующий нормальный внешний облик.
Это было началом простого понимания функциональных процессов, происходящих во внутренних органах, путем наблюдения и исследования поверхности тела и первым шагом к рациональной терапии. Например, при сильной простуде наступают в ходе дальнейшего прогрессирования заболевания повышенная температура, зябкость, кашель и другие легочные симптомы. В этом случае можно очистить легкие путем применения потогонного медикамента и излечить больного. Легким приписывается свойство «расширения» (хуанъ-фа); далее, легкие находятся во взаимосвязи с кожей и волосяным покровом. При потении больного результат этого процесса (выделившийся пот) находится при заболевании легких на коже и волосах. Таков характер аналогий, которые китайская медицина установила между внутренними органами и поверхностью тела.
А вот другой пример. У людей, находящихся в состоянии депрессии, имеют место следующие дополнительные симптомы: ощущение застоя под реберной дугой (поэтому в старой западной медицине это состояние называлось «ипохондрией»), запоры, отсутствие аппетита. Если применить в этом случае способ лечения, состоящий в «регулировании ци печени» (тяо-ли ганъ-ци), то можно добиться постепенной ликвидации подобных симптомов. Согласно представлениям традиционной китайской медицины печени присущи функции выделения и перемещения (шу-хэ). Кроме того, печень в состоянии оказывать влияние на действие желудка и селезенки, что также было установлено эмпирическим путем и объяснялось в Древнем Китае закономерностями пяти элементов. В результате подобных наблюдений и возникла теория накопительных и полых органов.
Однако и прямое анатомическое исследование внутренних органов всегда играло значительную роль для медицины Древнего Китая. Ключом к пониманию этого обстоятельства является следующий текст из книги «Нэй-цзин линшу»: «Человек ростом в восемь ступней имеет кожу и мясо. Путем измерения, с помощью органов чувств и ощупывания можно получить извне сведения о состоянии его внутренностей. После его смерти он может быть вскрыт и исследован. Состояние накопительных органов, длина полых органов, число выемок, длина сосудов... — все они имеют свою определенную меру». В истории Китая имеются сообщения о вскрытии трупов и наблюдении внутренних органов, сопровождающиеся их изображением (см. также книгу «Сань- цзяй ту-хуэй»). Хотя полученные таким путем анатомические знания являлись недостаточно дифференцированными, они, тем не менее, оказали заметное воздействие на развитие учения о накопительных и полых органах.
Учение о внутренних органах (Цзян-фу) охватывает в основном следующие две области:
а) Пять накопительных органов (сердце, легкие, селезенка, печень и почки) и шесть полых органов (желчный пузырь, толстый кишечник, желудок, тонкий кишечник, мочевой пузырь и три обогревателя).
б) Взаимоотношения между пятью накопительными и шестью полыми органами.
в) Особые и постоянные внутренности (ци-мэн чжи-фу): мозг, сосудистая система, кости, костный мозг, желчный пузырь, матка, далее.
г) Кожа и волосы, связки, мышцы, нос, рот, глаза, уши, язык и половые органы.
2.Следующие содержащиеся в организме вещества, тесно связанные с внутренними органами: чин (субстанция), ци (функция), хуэй (кровь), цзинъ-е (телесные соки) и шэнъ (духовное начало).
Учение цзян-фу исходит в принципе из представлений о человеческом организме как о едином целом и ориентируется на диалектическую интерпретацию процессов, происходящих в теле человека. При этом теорией цзян-фу в одинаковой степени принимаются во внимание органические и психические изменения, что первоначально вызывает затруднения в ее понимании западными врачами. Китайская медицина рассматривает психические функции в тесном единстве с внутренними органами и не отделяет их в принципе от нарушений в этих органах, как это имеет место в западной медицине. Поэтому в китайской медицине отсутствует специальная область (психиатрия или психология), занимающаяся психическими функциями организма. В клинической практике учение цзян-фу используется в качестве основы диагностики и терапии, тем самым оно считается одной из ключевых теоретических основ китайской медицины.
Следует отметить также, что согласно теоретическим представлениям китайской медицины внутренние органы хотя и соответствуют представлениям о них, свойственным западной медицине, но охватывают дополнительно физические и психические функции, подразумеваемые в китайской медицине под понятием о том или ином оргапе. Например, китайское понятие «синь» не соответствует в точности понятию «сердце» современной медицины. В китайской медицине понятие «синь» включает в себя, помимо анатомического понятия сердца, также некоторые функции системы кровообращения и нервной системы. Одной из задач будущих исследований в области китайской медицины будет являться сравнение понятий внутренних органов китайской и западной медицины и установление точных соответствий между ними.