Эриксоновский гипноз: техники гипноза и самогипноза

 

Изобрёл его психиатр Милтон Эриксон. Будучи 17-летним юношей, он серьезно заболел полиомиелитом. Это был 1918 год, вакцину против него ещё не изобрели. И население всего мира страдало от вспышек эпидемий, уносящих бесчисленное количество жизней. Милтон подслушал разговор матери с врачом, который не давал никаких шансов на то, что её ребёнок выживет.

Это настолько возмутило парня, что он пообещал себе выкарабкаться во что бы то ни стало. Полностью парализованный и прикованный кровати Милтон буквально за год добивается немыслимых результатов.

Он выздоровел полностью благодаря тому, что, наблюдая за своей младшей сестрой, которая в это время была младенцем, он начал мысленно повторять ее движения. Постепенно он вернул себе двигательную активность, что врачи того времени назвали чудом.

Чуть позже отправляется в самостоятельное четырёхмесячное путешествие на каноэ по озерам Мэдисона.

Он своим примером доказал, что возможности человека безграничны, важно только расширить своё сознание. 

 

 

Самогипноз

Чтобы у вас всё получилось, важно верить в свои силы. А также допускать мысли о том, что возможности нашего подсознания просто не ограничены. Иначе обучение и практика гипноза будут бессмысленными.

Для начала придумайте фразу, которая поможет завершать процесс. Выучите её, чтобы не забыть в самый ответственный момент. Например, «как только я произнесу слово «выход», я выйду из трансового состояния, ощущая лёгкость в теле и хорошее настроение».

Инструкция

  1. Сядьте удобно, заранее позаботившись о том, чтобы никто не смог вам помешать. Отыщите какой-то предмет, к которому вы относитесь с равнодушием и сконцентрируйтесь на нём.
  2. Мысленно проговорите, что вы видите перед собой, слышите и чувствуете. В данный момент, а не когда-то там. Достаточно будет трёх утверждений на каждую репрезентативную систему.
  3. Повторите предыдущий пункт, только используйте по два утверждения, после чего одно.
  4. Подумайте, какая именно из ваших рук является более лёгкой? Определив, закройте глаза и скажите: «Моя левая (правая) рука с каждой секундой становится легче. Настолько, что она непроизвольно поднимается и приближается к моему лицу. В этот момент я впадаю в глубокий транс».
  5. Теперь настало время проговаривать заранее подготовленные аффирмации. Они могут быть ориентированы на удачу, здоровье, богатство, любовь, повышение самооценки и прочее. Главное – не нести вред, а только помогать изменять жизнь к лучшему. Они обязательно должны быть составлены в настоящем времени и без частички «не», так как подсознательно наш мозг её игнорирует. А это значит, что вы будете программировать себя на неудачи или болезни. 
  6. Теперь настало время возвращаться в реальность. Сделайте глубокий вдох и проговорите заготовленную фразу для выхода из гипноза. Побудьте немного на месте, прислушиваясь к ощущениям. Стоит избегать спешки, в этом деле она вам не помощник.

 

 

Эриксоновский гипноз или Эриксоновская терапия?  В чем разница?

Ричард Бендлер и Джон Гриндер, отцы основатели Нейролингвистического программирования, начинали свои исследования с изучения и моделирования работы Милтона Эриксона. Это позволило выделить им целый ряд ключевых моментов, обеспечивающих эффективность психотерапевтического процесса.

Однако, когда самого Эриксона попросили высказать мнение о НЛП и его создателях, он сказал: «Они взяли раковину, но оставили жемчужину» 

 

"Каждый подобен своим отпечаткам пальцев. Они единственные в своем роде. И никогда не будет второго такого же, как вы. И вы должны только радоваться, что являетесь самим собой. Вы не можете это изменить, как не могут быть изменены отпечатки пальцев." -  Милтон Эриксон

 

 

 

При этом сам Милтон Эриксон не сформулировал никакой ясной психотерапевтической концепции. Напротив, он утверждал, что создает для каждого своего клиента его собственную, уникальную психотерапию. Он считал, что индивидуальность клиентов намного сложнее любых психотерапевтических моделей, которые создают у терапевта ограничивающие фильтры восприятия.

Тем не менее в работе Милтона Эриксона достаточно четко прослеживаются определенные принципы работы.

Разговорный гипноз

Это такой вид коммуникации, в котором специалист не погружает клиента в гипноз, но активно использует косвенные и невербальные внушения, чтобы повлиять на собеседника в желательном направлении.

Это интуитивно делают все коммуникаторы высокого уровня (спикеры, шоумены, артисты). Однако, специалист, который изучает разговорный гипноз, делает это, осознанно, понимая, что он делает и зачем.

Эмоционально-значимый контакт

Эриксон подчеркивал, что все психотерапевтические методы работают только в контексте созданных эмоционально-значимых отношений между клиентом и терапевтом.

Вы это можете замечать везде. Вы пришли в гости. Все общаются, говорят тосты. Но один человек так сказал тост, что у вас слезы на глазах навернулись. Он смог затронуть какие-то важные струны вашей души. Это выступление для вас было эмоционально-значимым.

Парадоксальное мышление

Эриксоновская терапия — это не шаблон, это индивидуально сшитые техники, которые удивляют клиента и захватывают его внимание. С их помощью терапевт реализует задачу сделать мышление клиента более пластичным, податливым и готовым к изменениям.

Пример:

зрелая пара, более 20 лет в браке; отношения тускнеют и не радуют, что привело пару к ощутимому кризису. Терапевт говорит супругам: «У вас почему ушло счастье из отношений? Потому что у вас нет человека, который был бы ответственным за счастье. При этом вас двое. Поэтому если я сделаю кого-то одного ответственным за счастье, другой станет безответственным. А это неправильно. Но если я вас обоих сделаю ответственными за счастье, то «у семи нянек дитя тоже без глаза» Поэтому в вашей паре по понедельникам ответственным за счастье будет муж, а по вторникам - жена; по средам - муж, по четвергам - жена. Пятница, суббота и воскресенье - будут выходными, чтобы вы не устали от ответственности. Так что теперь всем будет известно кто и когда отвечает за счастье. На следующей сессии вы расскажете мне о своих успехах.

Бессознательное обучение

Милтон Эриксон считал, что бессознательное является творческой, самообучающийся системой и оно управляет большей частью нашей жизни

Он говорил своим ученикам и клиентам: «Вы слишком доверяете своему сознательному разуму и недостаточно доверяете бессознательному»

Пример;

Маленький мальчик может научиться кататься на велосипеде и сам не заметил, как это произошло. Девочка еще вчера не умела прыгать на скакалке, а сегодня она уже умеет. Вы подходите к девочке и спрашиваете ее: «Как ты научилась?» И она отвечает: «Ну, не знаю… Как-то само получилось»

В эриксоновской терапии специалист специально создает ситуации, способствующие неосознаваемому научению.

Происхождение проблемы

В эриксоновский терапии считается, что причиной существования проблем являются не столько травматические события прошлого и детства, сколько неудачные предпринятые попытки решения.

Все люди сталкиваются с жизненными затруднениями, но если человек пытался справиться с жизненной задачей неудачным образом и этот неудачный способ закрепился, то именно это и формирует проблему.

 Пример:

Например: у человека нарушился сон, в результате человек начинает тревожиться, что завтра на работе он будет сонным и неэффективным. Однако, чем больше он тревожиться, тем сложнее ему заснуть, поэтому он начинает тревожиться еще больше. В результате возникает порочный заколдованный круг. Клиент как бы ходит в трех соснах проблемы и может это делать бесконечно долго.

Чтобы ему помочь, необходимо разорвать заколдованный круг.

Методы эриксоновской психотерапии

 

"СВЕРХНАДЕЖНАЯ" ТЕХНИКА НАВЕДЕНИЯ ТРАНСА

Сверхнадёжная техника наведения транса по Росси

Если вы недовольны тем, как у вас получается наведение транса, используйте "сверхнадежную" технику Росси, и вам гарантирован успех. Давайте уделим особое внимание этой технике, которую вы сможете применять в работе со своими клиента­ми.

Инструкции клиенту:

1. Поднимите руки перед собой, согнув в локтях, ладони — параллельно друг другу. Отдайте себе отчет в том, что между ладонями существует электромагнитное поле. Дайте себе время почувствовать это поле, поток энергии между ладонями.

2. А сейчас я хочу, чтобы вы начали думать о слове "Да" и, делая это, вы можете обнаружить, как ваши ладони начнут сближаться или удаляться друг от друга в то время, как ваше тело говорит "Да".

3. А сейчас я хочу, чтобы вы начали думать только о слове "Нет" и обнаружили, начнут ваши ладони удаляться или сближаться в то время, как ваше тело говорит "Нет".

4. По мере того, как вы почувствуете, что медленно входите в транс — и только тогда — ваши руки начнут медленно опускаться на колени.

5. И ваше сознание может задать вопрос, на который может ответить только ваше подсознание, и это единственный вопрос, на который может ответить только ваше подсознание:"  «Какой палец "поднимет" ваше подсознание, подавая сигнал "Да"? И вы можете думать только о слове "Да" и с любопытством ждать, какой палец поднимет ваше подсознание».

6. А сейчас вы можете подумать о том, какой палец "поднимет" ваше подсознание, когда вы будете думать о слове "Нет". Подумайте о слове "Нет" и с любопытством ждите, какой палец "поднимет" ваше подсознание.

7. По мере того, как я буду считать до десяти, с каждой цифрой вы будете погружаться в транс все глубже, и когда я скажу "десять", вы можете обнаружить, что находитесь в глубоком трансе. Один... глубже... глубже... три... глубже... еще глубже... и десять, глубокий транс.

8. И когда вы уже погрузились в глубокий транс, то есть только сейчас, находясь в глубоком трансе, вы можете понять, что вы можете погрузиться в транс еще глубже... Одиннадцать... глубже... двенадцать... глубже... тринадцать, глубже... четырнад­цать, еще глубже... пятнадцать... и, наконец, двадцать... В два раза глубже, чем вы себе представляли раньше.

9. И вы можете начать исследовать внутренний мир, открывшийся перед вами. Когда вы идете по коридору, глубоко внутри себя, на одной стене вы можете видеть образы и картины, пред­ставляющие все то, что вы любите в жизни и чему от всей души говорите "Да", и вы слышите соответствующие звуки... Ну, а на другой стене вы видите картины, изображающие все то, что вам и жизни не нравится, и вы испытываете соответствующие чувства, говоря всему этому "Нет".

10. И, продолжая идти по коридору, который опускается вниз, вы продолжаете видеть картины на стенах. Возможно, это будут портреты людей из вашего прошлого или прошлого других людей, с которыми вас связывают определенные отношения в настоящем, или тех, с кем вы хотели бы общаться в будущем.

11. И, продолжая идти, вы можете увидеть стену с картинами, изображающими все, о чем вы мечтаете, на что надеетесь... ваши мечты и надежды... вы можете услышать музыку... эмоциональную мелодию вашей жизни... Символы всего важного, что вам удалось понять в вашей жизни.

12. И еще дальше и глубже, и вы видите зеркала на обеих стенах коридора. Зеркала отражаются в зеркалах, и вы видите бесконечное множество отражающих друг друга образов, и види­те себя в бесконечном количестве зеркал, и находитесь в бесконечном количестве мест.

13. И размышляя над одним образом, потом над другим, над третьим... вы можете попять, что у нас есть все ресурсы, которые когда-либо могут вам понадобиться для того, чтобы реализовать ваши мечты и осуществить надежды, которые так важны для вас.

14. И дайте себе время испытать в полной мере ощущение безопасности и уверенности. Это ваше собственное чувство. И только тогда, когда вы почувствуете себя в безопасности и ощутите уверенность в том, что способны учиться и развиваться, начинайте медленно возвращаться в эту комнату, в настоящий момент.

 

Терапевтическая метафора

«Терапевтическая метафора» — это образный способ описания ситуации, история или образное сравнение, задача которого - передать клиенту новые для него смыслы.

Метафора — это сообщение, адресованное в большей степени бессознательному клиента. Ее смыслы могут распаковываться для клиента постепенно.

Есть метафоры, которые предлагает терапевт. Например: терапевт разговаривает с мнительным пациентом, который бесконечно прислушивается к ощущениям в своем теле и рассказывает ему в трансе историю про то, как у одного человека жила сторожевая собака, которая была слишком чувствительна. Она бурно реагировала своим лаем на каждый падающий с дерева листочек. Это выматывало хозяина дома. Ему приходилось всякий раз выбегать на улицу и проверять, не проникли ли на участок воры. Так продолжалось достаточно долго, но, к счастью, однажды человеку приснился сон, в котором он встретился со своей собакой и погладил ее и поговорил с ней. Он ей все подробно объяснил: объяснил на что стоит реагировать, а на что - нет. В результате ситуация удивительным образом изменилась. Хозяин стал брать свою собаку на прогулку и играть с ней. Он бросал собаке мячик, а собака находила мячик и приносила хозяину. И собаке, и хозяину эта игра очень нравилась.

Понятно, что на метафорическом уровне предлагается идея перестроить отношение к ощущениям в теле и найти возможности получать больше удовольствий от жизни. Однако, если терапевт предложит такие идеи клиенту на сознательном уровне, то они с большой вероятностью будут отвергнуты.

Терапевтическое предписание

Их выполнение является обязательным. Они выстраиваются по законам разговорного гипноза и даются с особой интонацией.

Одним из видов Терапевтического предписания является «Тяжелое испытание» 

В нем терапевт предлагает клиенту усомниться в своих прежних стратегиях и прибегнуть к методу, который будет действительно способствовать возникновению изменений. Это будет метод, который на уровне бессознательного начнет менять ситуацию к лучшему. Он будет не приятным, но полезным для клиента и, что самое главное, это запустит процесс позитивных изменений.

Например, если Клиент страдает бессонницей. Терапевт дает ему предписание: всякий раз, когда он не сможет заснуть в течении 30 минут, то ему необходимо встать и делать тяжелые физические упражнения в течении 40 минут. Это запустит позитивное перестроение работы его нервной системы, и ситуация начнет улучшаться.

Следующий вид Терапевтического предписания - парадоксальное предписание.

Клиенту предписывается продолжать или даже усилить нежелательное поведение, от которого он хочет избавиться. В другом варианте ему предписывается нелогичное, противоречащее здравому смыслу действие.

Классическим примером Парадоксального предписания является задание клиенту ежедневно размышлять над вопросом: «Как ухудшить проблему?» Ему необходимо находить и записывать новые и новые способы как можно ухудшить имеющуюся проблему. Куда для этого необходимо направлять свое внимание? На чем фокусироваться? С кем общаться и как? Необходимо записать как можно больше разнообразных способов.

Такое задание противоречит здравому смыслу, ведь клиент хочет не ухудшить ситуацию, а улучшить ее. Однако, выполняя предписание клиент начинает сомневаться в правильности своих стратегий. Это подготавливает почву к дальнейшим изменениям.

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ

"ТАЙНА ГОРЫ СКВО"

Один из знаменитых приемов Милтона Эриксона состоял в частом использовании заданий. Почти каждый его ученик в свое время получал задание взобраться на гору Скво, находившуюся неподалеку от дома Эриксона, чтобы извлечь из этого опыта важный урок. И ученики действительно возвращались к Эриксону, поняв что-то очень важное для себя. Эффективность такого рода заданий кажется совершенно непонятной и заставляет нас воспринимать Эриксона как чудодея и провидца.

Супруги Ланктон, ученики Эриксона, продолжая традицию, поныне применяют эту технику.

У Кэрол Ланктон была клиентка, страдавшая депрессией. Чтобы вылечиться, она специально приехала к Кэрол в Соединенные Штаты. Приехала ненадолго и очень беспокоилась о том, что за короткое время не сможет решить свою проблему. Кэрол попросила ее придти к ней в кабинет рано утром в удобной походной обуви.

Когда она пришла, Кэрол вручила ей очень тяжелую и ценную хрустальную статуэтку и дала задание ходить с этой статуэткой вокруг дома: "Я хочу, чтобы выполняя это задание вы поняли что-то очень важное для себя. Что вы должны понять?"

А сейчас я спрашиваю вас, чего добивалась Кэрол от этой женщины? Что та должна была понять, выполняя это задание? Я могу получить двести различных ответов, и все они будут верны.

Эффективность подобных заданий обусловлена тем, что люди, находящиеся в трудной проблемной ситуации, стремятся придать смысл любому заданию. И вне зависимости от того, какой именно смысл они в этом находили, Эриксон всегда отвечал им: "И это верно, запомните это" (или что-то подобное).

Давайте поэкспериментируем с неопределенными заданиями.

 

УПРАЖНЕНИЕ: НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ ЗАДАНИЕ

Неопределенное задание должно быть безопасным, этичным, выполнимым и не отталкивающим физически, например: целый день носить с собой молоток...у себя дома снять со стены две картины и перевесить их на другие места...почистить зубы неподвижной рукой. Задания могут быть неудобными или вызывать смущение.

1. Найдите себе партнера. Немного поговорите с ним о его проблеме.

2. Представьте, что партнер — это ваш клиент, посещающий вас раз в неделю. Подумайте о неопределенном задании, которое вы можете ему дать. Задание должно предполагать использование какого-либо физического объекта.

3. Дайте партнеру задание, точно определяя место и время его выполнения. В вашем голосе должно звучать ожидание положительных результатов. Затем поменяйтесь ролями и получите задание.

4. Получив задание, в течение трех минут представляйте, как вы будете его выполнять.

5. Спросите партнера: "Как ты думаешь, какую я преследовал цель, когда предложил тебе выполнить это задание? Что я хотел, чтобы ты понял, выполнив это задание?" После того, как партнер ответит, спросите его: "Как ты думаешь, каким образом ты смог бы использовать в будущем то, что понял?"

6. Затем продолжайте: "Хорошо. Но я хотел бы, чтобы ты понял нечто другое. Подумай еще немножко. Что я хотел, чтобы ты понял? Как ты сможешь это использовать?"

Что вы испытали, играя роль клиента? А психотерапевта? Что вы поняли, выполнив задание?...Люди вынуждены находить смысл. Призрак магического...Аура мудрости...

 

ЛЕВИТАЦИЯ РУКИ 

Любимый метод Эриксона

Эриксон очень часто использовал левитацию руки как прием наведения транса. Ссылки на этот прием разбросаны по многим и многим его работам. Существует лишь одна видеоплёнка, записанная Эриксоном в годы его расцвета, и она посвящена приему левитации руки.

УПРАЖНЕНИЕ 1: ЛЕВИТАЦИЯ РУКИ 

Давайте попробуем потренироваться в применении любимого эриксоновского приема наведения транса. Людям приятно испытывать транс. Вы всегда успешно наведете транс, если посвятите этому достаточно времени. В упражнении дается по 20 минут на каждого из партнеров.

Базовая пяти-шаговая модель

1. Подготовка:

1.1. Расскажите пару анекдотов о людях, проявивших спонтанные, бессознательные реакции.

1.2. Продемонстрируйте, как будет двигаться рука, сначала — толчками, затем — плавно.

 

2. Сосредоточение:

2.1. Предложите партнеру посмотреть на свои руки.

2.2. Предложите ему ощутить поверхность одежды.

2.3. Предложите ему отдать себе отчет в том, что мышцы руки напрягаются, когда у него возникает намерение что-либо сделать.

 

3. Движение:

3.1. Задайте вопрос, на который может ответить только подсознание: "Какая из рук начнет        подниматься — правая или левая?"

3.2. Дайте инструкцию сосредоточиться на едва заметном дрожании руки, которая начнет       подниматься... Усилить тремор...

3.3. Повышая голос, произнести слова: "Рука поднимается" в тот момент, когда клиент делает        вдох.

3.4. Если рука остается неподвижной, используйте метафоры (воздушный шарик на веревочке        или резиновая лента, соединяющая руку и лоб).

3.5. Упомяните о том, что рука может согнуться в локте, плечо — принять более удобное    положение. Можете коснуться локтя и плеча.

 

4. Прикосновение:

4.1. Проявите любопытство относительно того, в каком месте рука коснется лица.

4.2. Заметьте, что голова тоже склонна двигаться навстречу руке.

4.3. Предложите клиенту закрыть глаза, когда рука коснется лица.

4.4. Предложите клиенту глубоко вдохнуть и еще глубже погрузиться в транс,    когда рука коснется лица.

4.5. Предложите клиенту вспомнить ситуацию, когда он был уверен в себе и делал что-то  очень хорошо.

 

5. Выход из транса:

5.1. Предложите клиенту начать опускать руку.

5.2. Предложите клиенту открыть глаза, когда рука коснется колена (бедра)

 

"ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ"

ОБРАЗ БУДУЩЕГО 

Одна из техник, изобретенных Милтоном Эриксоном, предполагает использование образа будущего с целью изменения поведения человека. Эриксон полагал, что если человек, находясь в трансе, переживет тот момент, когда его цель будет уже достигнута, то это поможет ему достичь этой цели в реальности. Такое переживание порождает феномен "незаконченного дела", создающий мотивацию достижения цели.

"ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ"

Упражнение с хрустальными шарами 

Инструкция:

Начните с образа достижения. Чего вы хотели бы достичь? Как вы будете выглядеть, когда достигнете своей цели?

Используйте известные вам приемы наведения транса.

Попросите клиента представить себе семь хрустальных ша­ров, расположенных по дуге.

Левая сторона клиента         --     Правая сторона клиента

 Попросите клиента заглянуть внутрь центрального хрустального шара и увидеть там себя в настоящий момент: "Как вы выглядите сейчас, желая достичь своей цели?" Попросите его кивнуть головой, когда ему удастся увидеть себя в центре первого хрустального шара. Хорошо.

Затем попросите клиента посмотреть на шар, следующий за центральным по направлению влево вниз. Поговорите о временах года, которые недавно миновали, о школьных воспоминаниях, чтобы создать легкую возрастную регрессию. Попросите его подождать, пока в хрустальном шаре не возникнет воспоми­нание о некотором событии, возможно забытом, но имеющем отношение к достижению поставленной цели. Когда образ этого события появится, пусть клиент кивнет головой. Хорошо.

Переход к следующему шару по направлению влево вниз. Предложите клиенту продвигаться далее назад во времени, ожидая, пока в этом шаре появится образ более давнего собы­тия. Когда такой образ появится, пусть кивнет головой. Хорошо.

Переход к следующему шару. Предложите клиенту продвинуться еще дальше назад во времени и подождать, пока в шаре не появится образ третьего, еще более давнего события. Когда образ появится, пусть клиент кивнет головой. Хорошо.

 Попросите клиента просмотреть все четыре образа в хрустальных шарах. Пусть он сравнит образы, найдет в них общее и различное. Отметьте, что, сравнивая образы, он может понять нечто важное для себя, и это поможет ему достичь своей цели. Попросите его подождать, пока такое понимание не возникнет. Когда оно возникнет, пусть клиент кивнет головой.

А сейчас попросите клиента переместить свое внимание к крайнему правому шару, к самой дальней точке на оси времени. Используйте метафору: ветер быстро перелистывает настольный календарь. В этом хрустальном шаре должен появиться образ самого клиента, уже достигнувшего своей цели. Подождите, пока клиент кивнет головой. Предложите ему войти внутрь образа и пережить ощущение успеха. Используйте глаголы в настоящем времени. Попросите его запомнить ощущение успеха, завершенности дела.

А теперь пусть клиент, сохраняя ощущение успеха, посмотрит на следующий хрустальный шар. Эта точка на временной линии более близка к настоящему моменту. Попросите клиента подождать, пока не возникнет образ того, как именно была достигнута поставленная цель. Когда образ появится, клиент должен кивнуть головой.

Переведите внимание клиента на последний хрустальный шар. Этот момент времени еще более близок к настоящему. И снова клиент должен подождать возникновения образа того, что он делал несколько раньше, чтобы достигнуть своей цели. Когда такой образ появится, клиент снова должен кивнуть головой.

Предложите клиенту соединить все шары, представив, на­пример, что они расположены на радуге или на золотой ленте. Дайте ему разрешение забыть пережитое в трансе, если его сознание не хочет об этом знать. Предложите клиенту вернуться в ситуацию "здесь и в эту секунду" и поменяйтесь ролями.

 

СКРЫТЫЕ МЕТАФОРЫ

В последние годы своей работы Эриксон достиг высочайшего мастерства в применении историй как средства изменения кли­ента.

Одна из техник применения историй состояла в прерыва­нии рассказа и внезапном отклонении от основной темы, прежде чем будет достигнута кульминация. Он полагал, что таким образом создается внутреннее напряжение, заставляющее клиента впоследствии мысленно возвращаться к этому рассказу. Таким образом облегчается принятие основной идеи истории, когда рассказчик возвращается к ней вновь. Анализируя применение этого метода Эриксоном, можно также придти к выводу о возможности замаскировать Важное для клиента сообщение в структуре, которую образуют несколько историй, то есть помещая одну историю внутри другой.

Упражнение:

1. Разделитесь на группы по четыре человека. Один из членов группы выражает желание быть клиентом.

2. Остальные члены группы берут у клиента интервью. Его спрашивают о:

— цели, которой он хотел бы достичь

— препятствиях, которые мешают достижению этой цели

— условиях его жизни (семья, работа и т.д.)

— его мнение о себе (самоописание)

— его жизненных ценностях

3. Клиент покидает группу на 30 минут.

4. Остальные члены группы принимают решение о том, какую цель они поставят, работая с этим клиентом, и определяют, кто из них будет осуществлять наведение транса.

5. Затем каждый из членов группы придумывает историю, которая должна помочь клиенту достичь своей цели.

6. Затем каждой истории приписывается номер — 1, 2, и 3.  Рассказывая истории, используйте следующую структуру:

а) наведение транса

б) начинается история I...

в) начинается история 2...

г) полностью рассказывается история 3

д) ...кончается история 2 

е) ...кончается история 1 

ж) выход из транса

  1. Расскажите клиенту о том, какие метафоры были применены.

 

Милтон Эриксон обычно говорил:

Вы можете притвориться мастером какого угодно дела — и  справиться с этим  делом. 

Совершенно неважно, умеете ли вы гипнотизировать  или нет. Вернувшись домой, просто притворитесь гипнотизером. Люди пойдут за вами и начнут притворяться, что они погружаются в транс. И через  некоторое время им надоест притворяться, и они забудут, что всего лишь притворяются.

Но не давайте себя одурачить, и не забывайте, что вы всего лишь притворяетесь

 

Несколько цитат самого Милтона Эриксона:

«Каждый человек уникален. Поэтому психотерапия должна осуществляться так, чтобы соответствовать потребностям именно этого человека, а не пытаться приспособить индивида к той или иной гипотетической теории человеческого существования»

«Если вы думаете, что что-то знаете, но не делаете этого, вы этого не знаете. Если же вы что-то делаете, но думаете, что не знаете этого, на самом деле вы это знаете»

«Люди обычно заявляют: «Эриксон делает что-то мистическое и таинственное». Гораздо проще думать обо мне, что я делаю что-то особенное, чем научиться действительно наблюдать и реально мыслить»

 

 

   

Copyright 2013-2024 "Triquetra". Технологии Здоровья.