Японская традиционная медицина - история создания

 

Традиционную медицину Японии нельзя рассматривать без взаимосвязи с  синто神道 - «путь богов» - традиционной религией Японии.

Все виды терапии – медикаменты, массажи, акупунктура, бальнеолечение и другие – рассматриваются японской медициной в качестве внешних факторов лечебного процесса. Решающим же фактором успеха при лечении заболевания является сам человек, а не средства, которые при этом используются.

В Японии считается, что воля и духовный настрой человека находятся в тесной взаимосвязи с нормальной жизнедеятельностью организма и возникновением заболевания. Японские врачи полагали, что и острые, и хронические психические возбуждения инь и ян могут вывести человека из равновесия, привести к возникновению дисбаланса между энергией ци и кровью, вызывают пустоты в защитных силах организма, что способствует проникновению в него внешнего патогенного начала.

 

Лечение травами в японской медицине называеться - Кампо

Лечение травами пришло в Японию из Китая.

Методы и принципы постепенно менялись, адаптируясь к духу и культуре японского народа. Это развитие привело к созданию уникальной медицинской системы. 

До эпохи Нара (710-793) медицинские знания во многом приходили в Японию из Кореи. Начиная с этого периода, всё больше и больше сведений стало поступать благодаря прямым контактам с Китаем. Этот приток новых знаний в эпоху Хэйян (794-898 г.) привёл к созданию труда Исинпо, обобщавшего наиболее существенные аспекты китайского медицинского знания эпох династий Суй(581-618) и Тан (618-907). В эпоху Камакура (1185-1333) в Японию стали поступать более глубокие и теоретически разработанные медицинские сведения эпохи династии Сун (960-1279), в основном через буддийских монахов. Именно в этот период китайская медицина приобрела популярность в Японии. До этого её применение ограничивалось исключительно аристократией.

Начиная с периода Муромати (1333-1573) японская медицина стала приобретать отчётливые индивидуальные черты. Санки Тасиро (1465-1537) учился в Китае и привёз с собой теории медицинских школ Цзинь-Юань, в первую очередь идеи «согревающей и тонизирующей» школы Ли Ао. Ученик Санки, Досан Манасэ, активно пропагандировал этот тип медицины и основал школу медицинской мысли, известную как «школа Госэй». Приверженцы этой школы, прекрасно знающие китайские классические труды (в первую очередь «Трактат о внутреннем» и «Трактат о нарушениях»), не просто имитировали китайские методы лечения травами, а упростили их. В употреблении осталось меньше медицинских средств, частично потому, что в Японии было доступно меньше трав, частично потому, что японцы, благодаря глубокому влиянию буддизма, крайне неодобрительно отнеслись к препаратам, в состав которых входили вещества животного происхождения. Кроме того, именно Досан Манасэ довёл развитие методики прощупывания брюшной полости до одной из основных форм диагностики. Эта школа сохранила теоретическую базу медицинской системы Цзинь-Юань, включая теории пяти фаз (У-Син) и каналов, однако при этом она предлагала практический подход и простые в применении методы лечения, благодаря чему приобрела широкую популярность.

Развитие школы Кохо в период Токугава (1603-1867) стало отчётливым признаком возникновения в Японии новой уникальной системы лечения травами. Эта школа призывала к возврату к тексту III века «Трактат о заболеваниях, вызванных холодом» как к основе системы траволечения. Возвращение к истокам было распространённой тенденцией у значительной части образованного общества, как в Китае, так и в Японии. Однако в том, что касается медицины, в Японии это движение было гораздо радикальнее, чем в Китае, и привело к глубокому расколу между двумя направлениями лечения травами. Радикальное философское течение совпало по времени с изоляционистской политикой сёгуната Токугава. Строгие ограничения на внешнюю торговлю привели к значительному сокращению количества доступных трав из Китая и других стран.

Основатели школы Кохо понимали «Трактат о заболеваниях, вызванных холодом» следующим образом. Существует пять причин болезни: ветер, холод, сырость, жар и неправильное питание либо переутомление. Если организм находится под влиянием одного или нескольких из этих факторов, то затрудняется движение Ци, Крови или Влаги (это слово в терминологии традиционной китайской медицины обозначает все жидкости тела). Особенно важно движение Ци, потому что застой Ци затрудняет циркуляцию Крови и Влаги. При застое любой из трёх субстанций проявляются симптомы болезни. В зависимости от места застоя и силы сопротивления организма, болезнь подразделяется на шесть стадий: три стадии «ян» и три стадии «инь». Слова «инь» и «ян» применяются только в этой системе классификации. Примечательно для этой системы отсутствие следов теории пяти фаз (У-Син) и теории Инь и Ян органов. Диагностика осуществлялась с помощью осмотра, опроса о проявившихся симптомах, прощупывания брюшной полости и прощупывания пульса с целью определения очага и природы заболевания, а также оценки состояния затронутых органов. Затем, исходя из стадии заболевания, природы фактора, приведшего к заболеванию, и природы повреждения организма (Ци, Кровь или Влага) выбиралась подходящая формула.

Основатели школы Кохо высоко ценили «Трактат о заболеваниях, вызванных холодом». По мнению некоторых исследователей, они понимали этот труд слишком упрощённо; однако ещё больше они упростили саму систему. Многие последователи школы Кохо считали, что пять причин болезней, упомянутые в «Трактате о заболеваниях, вызванных холодом», можно свести к единой причине. Например, один из основателей этой школы, Гэни Нагоя (1628-1696), рассматривал Ветер, Холод и Сырость как формы Холода.

 Тодо Ёсимасу (1702-1773) прошёл по этому пути ещё дальше. В трактате «Множество болезней – один яд» он утверждает, что все болезни происходят из-за проникновения яда в организм. Он полностью отвергал концепцию пяти патогенных факторов, способствующих возникновению болезней, также как и роли Ци, Крови и Влаги. По его мнению, для лечения болезни достаточно было выучить формулы, приведённые в «Трактате о заболеваниях, вызванных холодом», поскольку они позволяют лечить все недуги. Когда исчезает комплекс (чжэн, яп. сё) признаков и симптомов, связываемых с болезнью, то болезнь считается вылеченной. Он отстаивал метод диагностики по состоянию брюшной полости как средство оптимизации процесса диагностики. К диагностике по пульсу он относился скептически. По его мнению, несмотря на то, что можно различить некоторые характеристики пульса (например, поверхностный, глубокий, замедленный, ускоренный, скользкий и прерывистый), по его состоянию невозможно определить состояние пяти органов «инь». Эти идеи оказали очень сильное влияние на мир китайско-японской фитотерапии, ощутимое до сих пор.

Идеи Тодо Ёсимасу были подхвачены его студентами. В первую очередь слава за развитие учения Тодопринадлежит Ёдо Одаю (1799-1870). Нангай Ёсимасу (1750-1813) вновь ввёл в обиход теорию Ци, Крови и Влаги, и многие современные практики школы Кохо классифицируют формулы, исходя из их эффективности при ликвидации застоя этих субстанций. Например, отвар ветвей коричного дерева (Гуй Чжи Тан) применяется при застое Ци, отвар персиковых косточек для упорядочивания Ци (Тао Хэ Чэн Ци Тан) – при застое Крови, а порошок пяти ингредиентов с порией (У Лин Сан) – при застое Влаги.

Всё это свидетельствует о том, что в рамках школы Кохо уживается много разных теорий. Кроме того, в современной Японии работает много адептов школы Госэй. Их особенно много среди врачей, применяющих наряду с растительными лекарственными средствами и акупунктуру, поскольку теории каналов и пяти стадий болезни составляют основу акупунктурной практики, хотя некоторые адепты школы Кохо адаптировали «Трактат о заболеваниях, вызванных холодом» к нуждам акупунктуры. Однако наиболее часто встречающийся метод заключается в сочетании двух школ с применением формул и подходов, характерных как для той, так и для другой. Помимо этого, недавно многие современные китайские тексты были переведены на японский. Поэтому теперь современная практика традиционной китайской медицины также оказывает прямое влияние на китайско-японскую систему лечения травами.

 

С началом Второй мировой войны развитие Кампо отодвинулось на второй план. Современная медицина, особенно хирургия и методики лечения с помощью антибиотиков, в военные годы приобрели критическое значение. После поражения Японии в 1945 году на восстановление страны, её промышленности и общественной жизни ушло несколько лет. Медики, вновь занявшиеся практикой Кампо, в 1950 году основали Японское общество восточной медицины. В него входило 98 членов. Организация многое сделала для развития Кампо в сегодняшней, восстановленной форме. В данный момент она насчитывает около 10 000 членов. Разработки готовых форм лекарственных средств Кампо, начатые в 1920-е годы, продолжались, что позволило в 1950-е годы начать их продукцию в промышленных масштабах.

В 1967 году четыре лекарственных средства Кампо были включены в японскую программу государственного социального страхования. В 1976 году японское правительство официально одобрило 82 рецепта системы Кампо. Их можно было приобрести в рамках системы государственного социального страхования как патентованные лекарственные средства.  Кроме того, департамент фармакологии министерства здравоохранения и социального обеспечения одобрил использование в медицинских учреждениях 210 прописи, включая уже упомянутые 82 формулы, и их продажу в качестве патентованных лекарственных средств. Правда, не все из них были включены в программу государственного социального страхования. Эти сочетания были одобрены как лекарственные средства, не проходя длительный процесс регистрации, требующийся для современных лекарств (и любых других сочетаний трав). Долгая история применения этих средств была сочтена достаточным свидетельством их безопасности, если не эффективности, поэтому органы контроля отказались от обычной процедуры длительного сбора доказательств их безопасности. Сегодня программа государственного социального страхования покрывает 148 рецептов. Более половины из них составляют основу современной практики Кампо.

Помимо формул, принятых несколько столетий тому назад школами Госэйха и Кохоха, в число одобренных формул были включены несколько рецептов школы «лихорадочных болезней», образовавшейся в Китае в XVIII веке. Больше всего на Кампо повлияла книга Вэньбин Тяобянь («Систематическая классификация тёплых болезней»), написанная У Ютоном, также известным под именем У Тан, и изданная в 1798 году. Он изобрёл популярную формулу из жимолости и форзиции (Инь Цяо Сань), а также комбинацию тутовника и хризантемы (Сан Ю Инь). Обе использовались для лечения недомоганий типа Ветра-Жара. Кроме одобренных формул, все отдельные травы, входящие в состав формул, разрешены к использованию, поэтому врачи могут также прописывать изменённые формулы из базовых комбинаций в сочетании с отдельными травами или новые формулы, составленные из отдельных трав.

В период с 1985 по 1995 год Кампо активно распространялась. После этого число практиков стабилизировалось на практически постоянном уровне. По статистике, около 20-25% японских медиков включали в практику отдельные средства растительного происхождения. Однако, как указывает Тэрасава Кацутоси, только около ста врачей регулярно прописывают своим пациентам средства Кампо. Соотношение врачей, предоставляющих отдельные лекарства Кампо, по некоторым оценкам, повысилось до 50% или даже больше. Также увеличилась пропорция специалистов Кампо (более 200 человек). Кроме того, сочетания трав продаются примерно в 10 000 аптек. Около 2% всех потребляемых в Японии лекарств – средства растительного происхождения. Большую часть из них изготавливает Цумора Дзюнтэндо. Также этим занимаются около 20 менее крупных производителей. Исследования медицины Кампо проводятся в Медицинском и фармацевтическом университете Тоямы, институте Китадзато в Токио, университетской клинике Кинки под Осакой, а также в некоторых других местах. Исследования, проведённые в Японии, показали, что в основном средства Кампо применяются при лечении гепатита, синдрома менопаузы, обычной простуды и других инфекций верхних дыхательных путей, автономных нервных дисфункций, запоров, кашля и астмы, кожных болезней (в основном экземы и других категорий дерматита), люмбаго и невралгии, а также желудочно-кишечных расстройств.

 

Чаще всего в современной Японии используются экстракты трав, как правило, в форме порошка. Необработанные травы применяются реже, чем в Китае, и приготавливаются несколько по-другому. Обычно их кипятят в 600 мл воды в течение 30-40 минут, пока объём воды не уменьшится до 300 мл. Полученную жидкость делят на три дозы по 100 мл, которые принимают перед едой.

Из этого краткого рассказа видно, что при развитии традиционной системы лечения травами Китай и Япония шли разными путями. Следовательно, понимание и применение формул несколько различаются в зависимости от страны.

 

В традиционном траволечении современной Японии существуют два основных течения.

Первое – это школа Госэй («школа позднейшего развития»), основанная на теориях «Трактата о внутреннем», включённых в китайскую систему траволечения в период с XII по XIV век и впоследствии занесённых в Японию.

Второе – школа Кохо («школа древних формул»), опирающаяся в первую очередь на книгу III века Шан Хань Лунь «Трактат о заболеваниях, вызванных холодом». Школа Госэй более схожа с традиционной китайской медициной, практикуемой в современном Китае, поскольку она часто прибегает к теориям пяти фаз (У-Син) и каналов. Школа Кохо же, несмотря на то, что основана на древней китайской книге, несёт больше специфических японских особенностей и отражает разрыв между медицинскими системами Японии и Китая.

Однако у двух японских школ есть несколько общих черт, отличающих их от китайской системы. Во-первых, теория упрощена, и больше внимания уделяется эмпирическому опыту практиков. Диагностике по пульсу предпочитают диагностику по состоянию брюшной полости, поскольку считается, что ей легче обучиться, что она нагляднее, точнее и не перегружена теоретическими рассуждениями. В этой системе меньше используемых средств и препаратов, чем в китайской. Это, вероятно, происходит из-за общей тенденции к упрощению, а также из-за того, что травы, многие из которых ввозятся из Китая, относительно сложно достать. Наконец, каждая отдельная субстанция вводится в формулу в дозировке, в два или в три раза меньшей, чем в Китае. Возможно, одна из причин этого различия – разная физическая конституция японцев и китайцев.

 

Но траволечение в традиционной медицине Японии, является только дополнением к базовым методикам основаным на 神道 синто.

Copyright 2013-2024 "Triquetra". Технологии Здоровья.